На главную
















Как не надо ездить в Индию. Часть третья

Маленькое отступление об индийской жажде
Это не когда +30 в Москве, сидишь дома, и отключили воду. Это не когда хочется пить. Это вообще не когда хочешь пить, а когда понимаешь, что если сейчас во рту не появится вода, то… дальше ваше воображение может нарисовать любые картины. Вспоминается патетическое «вода – это жизнь», но сейчас это не то, что уместно, это абсолютная истина.
Итак, перед нами арбуз (насколько арбуз состоит из воды? – правильно: индийский на 100 %, по-моему, он даже розовым не был). Кажется, мы порезали его на 4 части. Сели рядом на край кровати и сожрали его. Именно сожрали. Или выпили? Сок (а в данном случае вода) залил весь пол, наши колени и кровать. Было не до аккуратности. Наверное, никогда в жизни мы не делали ничего с такой страстью! Потом нам даже еще некоторое время было хорошо, прежде чем опять стало жарко.
Вечером сидели за любимым занятием – считали деньги и сочиняли письма на родину. Здравствуйте, милые. У нас все хорошо. Погода хорошая, дождя не было (хотя в Калининграде может чуть прохладнее). Люди вокруг немного другие, но нам удается найти общий язык, хотя говорят они несколько непонятно (в принципе, в Польше тоже). Не голодаем (тут не хочется, там бы ели). Вокруг красиво и интересно, много памятников архитектуры и животных (там собаки, тут обезьяны)… И в таком духе. Вроде и правда все.
Ночь, перебои с электричеством, жара, духота, за ночь несколько раз ходишь в душ, жаркая постель… часа четыре утра, собираем вещи, выходим в темноту (как всегда около шести утра поезд). Прокрадываемся мимо ресепшн (такая будочка у крылечка), никого нет – значит, можно не платить 20 рупий за выезд. На вокзал! На человеческом транспорте, опять же. Приехали рановато, поэтому пошли поискать бананы. За прошлый день съеден салат на двоих и арбуз вечером. Надо же поесть – ехать полдня. В переулке стоял верблюд – объедал какое-то дерево. Стоило отойти метров десять от вокзала, начали подъезжать рикши с вопросом: вам на вокзал? Или более решительно: садитесь, вокзал. Мы удивлялись и представляли себе, как садимся, он переезжает на другую сторону улицы и протягивает руку – 20 рупий.
Город просыпался, воду искали долго – Коку, в пластике, один литр, холодную. Бананы проехали мимо нас на тележке, когда мы уже отчаялись (мы их догнали и купили).

Поезд
Существует несколько классов, из которых спальные отметаются по известным причинам, что-то типа общего вагона – из-за страха упасть в обморок от духоты в толпе индийцев, остается нечто плацкартное. Здесь есть кондиционеры, но нет кулеров, есть полки, но на нижней сидит раза в два больше, чем три положенных человека, а на верхней обычно вещи и еще пара аборигенов. Цены радостные, на окнах металлические решетки, которым мы особо порадовались, когда на одной из станций вокруг поезда забегали обезьяны.
К тесноте привыкаешь, к тому же люди периодами выходят, проблему же составляет вечное время между 14 и 17 (13 и 16, 12 и 15 – в зависимости от региона), когда из окна пышет жаром, а когда закрываешь окно - душно (но это все равно лучше, чем раскаленный ветер), плюс солнце.

Канпур
Как уже было сказано выше, по вечерам у нас было любимое развлечение (дело в том, что около 20:00 мы уже точно были дома из-за темноты и сидели без дела) – мы считали деньги. Лежали на диване и расписывали расходы. Считали, экономили, меняли маршруты и предполагаемые цены. По нашим предположениям, денег хватить никак не должно (в результате, конечно, хватило еще и на пару сувениров). И вот мы решили сэкономить, съездив в гости. К эсперантисту из Канпура – см. выше. Канпур не является туристическим центром, это просто индийский город (чем он мне и понравился в результате – больше всех увиденных городов).
Сейчас посмотрим, что нам скажет Интернет на эту тему. Код страны: 91 Код города: 512
“В городе Канпур, расположенном в северном индийском штате Уттар-Прадеш, после столкновений на почве напряженных межрелигиозных и межобщинных отношений, введен комендантский час.” - это что-то из новостей 2001 года.
“Канпур, город в Индии, шт. Уттар-Прадеш, на р. Ганг. Ок. 2 млн. жителей (1991). Текстильная, легкая, металлообрабатывающая, пищевая, химическая промышленность. Машиностроение. Университет.»
По сути вот. Еще про погоду и университет.
Приехали – вечная сутолока, на тебя куча таксистов, все кричат и тянут за разные части тела и одежды в разные стороны. Надо думать, на данном этапе мы уже практически не обращали внимания на эту сторону действительности. Купив карту города, поняли, что к эсперантисту не поедем – живет он, если еще живет, если сегодня дома и если нам обрадуется, непрошеным таким, на самой окраине – в университетском городке, куда ехать долго и дорого, и лучше на поезде, и откуда не особо выберешься погулять по городу.
Сев на одного из рикш, мы сказали, чтобы вез в центр, в гостиницу, в дешевую. Он привез – эдакий Radisson или Ritz. Мы уточнили, это ли он называет дешевой гостиницей и даже для прикола зашли спросить, сколько. Нам сказали: 700-1000 рупий. Смешно. Мы еще раз пояснили нашему рикше, что нам надо за 150-200. Он сделал вид, что ему тоже смешно, повозил нас по гостиницам все той же ценовой категории, мы обиделись и ушли от него (он некоторое время что-то говорил и кричал нам вслед, тащился за нами, потом отвял). Мы пришли куда-то в центр (уже пешком, на корню пресекая все поползновения аборигенов помочь нам) и спросили милиционера, где искать дешевую крышу. Тот уверенно подозвал рикшу и посадил нас на него (кстати, в этом городе по-английски не говорят – не туристический он). Тот закивал и повез нас… в первый наш Ritz. Мы обиделись и ушли – зашли в первый попавшийся, уже потихоньку умирая от жары (опять любимое время суток настало). Нам сказали: 300. Ну и ладно. Зато Интернет в гостинице и хозяева очень милые. Родители и дочка – очень приятная, порядочная семья. Отец потом приходил к нам – знакомиться и в гости звать, с женой и дочкой знакомить. Но мы в тот момент были усталые и одетые в короткие футболки (в них лучше при мужчинах не вставать) и не пошли.

Orient Hotel
(Restaurant & Internet Centre) tel. 304916, 305840 127, THE MALL, (OPP. HEER PALACE) KANPUR-208 004
Это замечательное место, отель размещен на втором этаже (300 рупий за ночь на двоих), с кулером и кондиционером, с бесплатной питьевой водой на столике в номере и телевизором, по которому мы смотрели индийские фильмы, а также РТР, хотя и с помехами. При нас на кроватях было сменено белье, плюс нам на выбор было предоставлено два номера – большой и очень большой. Мы остановились на первом: он был уютнее, и в нем не было окна (следовательно, обещало быть мене жарко). Здесь даже практически всегда работали кондиционеры и почти не было перебоев с электричеством. Мы нажимали звонок, приходил мальчик, и мы заказывали чай в номер – три рупии за кап (cup – чашка), 10 или 12 за пот (pot – типа кофейника). Скоро мы поняли, что потами заказывать невыгодно, потому что там не на четыре капа, а меньше, но нам продолжали приносить поты, как мы не просили капов.
Здесь мы столкнулись с новой проблемой – обычно в жаркое время суток придешь домой, сбрасываешь с себя все, что надето – и быстро под воду, в душ. КАЙФ! А тут днем нельзя было залезть под душ – вода лилась раскаленная!
Вот и понадобилось ведро (везде там ведра с ковшиками) – с утра наливаешь воду, а днем она прохладная.
Интернет за стеной. Выходишь из комнаты – на балкон, являющийся здесь коридором. Перед тобой лежит улица – судя по всему, главная в городе (эдакая Тверская накануне конца света), под тобой все бурлит, кипит, шумит, а ты стоишь себе в цветочках… ты выше всего этого… и только очень хочется пить… «One tea pot, please!»
Здесь мы пробыли три ночи – отдыхали. Здесь мы наконец поняли, что надо есть. Мы за четыре дня съели несколько бананов, мороженое, 2 раза ели салат в Пицца Хат. Есть не хотелось, но возникла мысль, что организм вскоре может удивиться. Почти сразу поняли, что ничего европейского здесь нет (по крайне мере, фаст фуда, а ресторан с неместной едой, думаю, оказался бы роскошью непомерной): вот и повод попробовать местной пищи. Правда все, что продается на улице столь сладкое, что вокруг лотков вьются мухи, оно все в сахаре, и при 40-градусной жаре на сладкое не тянет. Но ведь в ресторане наверняка должна быть нормальная пища.
Шли по улице и выбирали, наконец зашли, сели, нам принесли меню. Нормальное такое пролетарское кафе. Только очень жарко – кулеров нет, а кондишны не спасают. Долго выбирали, я взяла салат, Ольга – с рисом, что ли, что-то? Мы – единственные посетители. Дома сидеть надо в такую жару. В салате был в основном лук, рис нельзя было есть из-за его остроты. При нашей обоюдной любви к острому – это было невыносимо! Ничего не съев, вышли. Печально. Хотелось холодного… мороженого, например. Почти в нашем доме – кафе-мороженое Rita. Мы долго выбирали, результатом явились два мороженых – фисташковое и Rita Special (фирменное мороженое). Пока ждали, дико замерзли – сидели и кутались в платки, леденела шея и плечи: кулеры перестарались. Было смешно: мы мерзли в 40-градусном климате, видимо, в кафе было всего градусов 30.
Мороженое принесли, почему-то, одно. Большое, непонятных цветов и ужасно противное. Мы мучались, но ели, не желая признавать вторую неудачу за день. Когда же, осилив фирменное блюдо и даже смирившись со странным удивлением желудка, недоумевавшего, зачем в него положили лука, специй, а теперь и это, мы попытались выяснить, где же фисташковое мороженое (просто выяснить, было ли оно в составе Rita Special и что там вообще было), официант начал кивал, бегать и пытаться нас понять. Тут мы испугались, что нам принесут еще и фисташковое, и покинули заведение.
С этого момента мы перешли на манго. На следующий день мы попытались есть ананас, но он был бледный и похожий на арбуз из Агры. А манго здесь настоящие! Индия – страна манго, июль – месяц манго. Они сочные, сладкие, большие и маленькие, дорогие и дешевые, оранжевые и еще зеленые, они ОЧЕНЬ вкусные (особенно если это – единственное, что поддается съедению). Они появлялись на улице около 11, а мы просыпались раньше, поэтому по утрам мы около часа бродили по улицам, забитым транспортом и народом, но на которых полностью отсутствовали манго, и искали… проходили по несколько раз по одному переулку. И вот около одиннадцати начинали возникать торговцы манго – как по волшебству они появлялись в тех местах, где мы уже были и ничего не видели, вдруг, пройдя мимо, оборачиваешься – а он возник. И вдруг вся коричнево-зеленая улица делается оранжево-золотой – по всей ее длине выстраиваются тележки с фруктами! Кучи, горы манго!
А потом сидишь дома, чистишь его, обрезаешь с косточки, сок течет по шее и коленкам, и стараешься потом подольше не пить, чтобы задержать во рту вкус.
Запомнился поход на вокзал. Мы выбирали узкие улочки, где несколько рикш одновременно не могут ехать рядом и зазывать “на себя”. Они и наиболее красивы (улочки). Между заросшими и облезлыми домами вдруг выглядывает загадочный храм, на грязной колонке с водой – буддийские фигурки. По карнизам и кустам лазают обезьяны, свинки копошатся в кучах мусора. В каждом доме – магазинчик со сладостями, с водой, со всем, что только бывает. Под деревянными навесами живут семьи – готовят, едят, что-то делают.
Подойдя к вокзалу, мы долго думали, где вход. Зашли в первую попавшуюся дверь: там люди в форме с удивленными глазами. Пока мы объясняли, что хотим билет на послезавтра, они принесли нам воды и сладостей (последние мы попробовали, взяли для приличия по штучке и выбросили потом на улице – сладость невыносимая). Они практически не говорили на доступных нам языках, зато неплохо писали по-английски, так мы и объяснялись – переписывались. Наконец выяснили, сколько стоит билет и что нам сначала деньги надо поменять. Причем сначала билетов вроде не было, потом появились, в общем, мы сказали, что завтра придем покупать.
Следующий эпизод – обмен денег в банке. Я уже описывала этот процесс. Здесь все было еще помпезнее. Огромное здание. Нас переводят из комнаты в комнату, наконец мы попадаем в огромную залу, всю уставленную папками, причем кажется, что при малейшем движении кого бы то ни было из присутствующих все должно рухнуть, смешаться, а когда осядет пыль и улягутся листы бумаги, то последние две субстанции погребут под собой все живое. Но ничего не падало. Индусы передавали друг другу одну из папок и наши паспорта. Несколько человек переписали сведения о нас (опять же отчества имели наибольшую важность, а так же наш маршрут по Индии и то, в каком отеле мы остановились: по этому пункту и по вопросу о телефоне мы обычно врали, так как ничего этого не помнили). Вновь около часа мы проводим в банке в целях обмена то ли 20, то ли 50 долларов. Наконец Сергеевне (то бишь мне) вручают металлический жетон, с которым я иду в соседнее здание, где всяческие кассы, бегающие люди… протягиваю жетон, мне протягивают пачку денег (истрепанных, рваных, засаленных, склеенных скотчем, половинки которых соединены степлером…) наконец мы свободны.
И вновь вокзал, уже знакомая дверь, мужчины, почти сразу понявшие, чего мы хотим. И я иду за одним из них – билеты оформлять, как мы поняли. И тут выясняется чудесная подробность: мы с ним попадаем в помещение, где сидят люди, продающие билеты. А за стеклом беснуется толпа, желающая этих самых билетов. То есть мы c Олей зашли через служебный вход и “по блату” без очереди, проблем и суеты получили свои билеты. Я в зазеркалье вокзала. Чудная страна! Чудная штука – жизнь (ударение на первый слог)!
Ходили по городу, сидели в Интернете, пили чай, ели манго, наблюдали жизнь со второго этажа, искали автовокзал, изучали расценки на рикш, учились объясняться письменно и жестами…
И ездили в какой-то прекрасный мандир (Mandir – так написано в названиях почти всех храмов, так мы их и называли). Он был обозначен на карте, сначала несколько рикш привезли нас не туда, и, наконец, нашелся кто-то, прочитавший название по-английски. Тогда за 20 рупий нас повезли в наш мандир. Это было ОЧЕНЬ долго. Через какие-то парки, пригороды, железные дороги и современные районы. Это было настолько красиво, что мы долго любовались, сняли обувь и вошли в него. Те, кто знал английский хоть как-то, подходили к нам пообщаться. Девушки уговаривали нас остаться на какую-то церемонию, но мы все же решили ехать обратно до темноты. Все же мандиры – это такие оазисы в Индии, оазисы культуры, интеллигентности, прохлады и спокойствия. На траве в парках сидят люди, пришедшие семьями. Умиротворение.
Обратно мы долго торговались, согласились то ли на 30, то ли на 40 рупий (сюда за 20 приехали). Ехать по темному индийскому городу развлекательно. В это время все куда-то возвращаются, поэтому дороги забиты еще больше, чем днем. Сидишь на высокой повозке, в левый локоть тычет нос бык или корова, справа мимо тебя проталкивается автобус, рикша слезает с велосипеда и везет его (а, следовательно, и нас), протискиваясь сквозь толпу. Кто-то едет перпендикулярно (как – загадка). Над головами бесконечное облако пыли. Из окон автобусов висят грозди местного населения. Невозможно поверить, что когда-нибудь попадешь домой. Так, плечом к плечу, пешеходы, скот и автобусы перетекали из улицу в улицу.
Потом опять был поезд. Канпур – Варанаси (он же Бенарес).
Общительные пассажиры. Вообще в поездах постоянно приходилось с кем-нибудь беседовать на некоем наречии, состоящим из нашего русского, их английского (ничего общего не имеющем с оригиналом) и нашем английском. Это надоедало, потому что было непонятно. Хотя в этом поезде, например, мы ехали с милой женщиной и ее детьми. Она наклеила нам на лоб бинди (красные точки), а я подарила ей свой лак для ногтей, который ей очень понравился. Она хотела его купить (предложила 10 рупий), но я ей его отдала (неудобно как-то, да и не поверила бы, что он был куплен за 250 рупий – в несколько другой части света). Она звала нас в гости, но, увы, мы были ограничены во времени.
За время поездок в поездах имя мое претерпело поразительные трансформации, выговорить “Ксения” не смог ни один встреченный нами житель Индии (правда и в Европе оно звучит несколько иначе). Чаще всего я была “Селией”. Ну что же, “Селия” звучит не плохо, я почти привыкла.
Бенарес
Что сообщат нам электронные русскоязычные источники на эту тему…
Варанаси (Бенарес) - столица шиваизма в Индии. Здесь находится знаменитых храм Шивы Вишванатха - главный из 2000 храмов в этом городе. Современные ученые считают Варанаси древнейшим городом на земле. Кроме всего прочего - это еще и древнейший центр учености. Город расположен на реке Ганга и знаменит своими гхатами - местами для ритуального омовения. Утром рано мы можем совершить прогулку на лодке и полюбоваться незабываемым видом домов и храмов, вырастающих над священной рекой и услышать как ортодоксальные брахманы поют ведические мантры, окунаясь в ее воды. Как ни прискорбно, приехали мы опять вечером. А значит, нам предстояло выдержать битву за дешевый отель при отсутствии возможности развернуться и уйти. Купили карту – и вперед. Теперь мы не называли искомую цену, а спрашивали рикш, что они могут предложить. Причем диалог (вернее, полилог, так как они продолжали нападать по нескольку человек – то ли нас боялись, то ли что один другого обманет, то ли заманивали вдвоем просто так, для массовки):
- Такси, такси, такси!.. (многоточие значит, что эти слова продолжают кричаться с нескольких сторон большим количеством людей до того момента, пока не отзвучит наш вопрос. Тогда они плавно перетекают в следующую реплику)
- Нам нужен рикша.
- Рикша, рикша, рикша!
- Гостиницу дешевую знаешь?
- Садитесь, садитесь, садитесь, садитесь (хватает за части тела, тащит в сторону транспортного средства, на нашу неподвижность смотрит с удивлением, почти обиженно).
- Сколько стоит гостиница?
- Знаю, знаю, садитесь, поехали!
- Сколько стоит гостиница?!
- Дешевая, дешевая… знаю гостиницу, сюда садитесь…
Наконец выясняем – 200 рупий. Хорошо.
- Сколько ты стоишь?
- Поехали, поехали, 200, 200……………
- Нет, сколько ТЫ стоишь? Наконец выясняется и этот момент.
Приезжаем. Как всегда по ночам, кажется, что вокруг большая пригородная свалка (впечатление, которое полностью развеивается утром: оказывается, что это милый дворик в очень приличном районе). Естественно, оказывается, что гостиница стоит 300, мы долго ругаемся, потом, наконец, соглашаемся, потом оказывается, что здесь нет кулера, а только кондишн. Мы в шоке – как же мы выживем эту ночь?! К чести заведения надо констатировать, что было даже прохладно, душ чище, чем обычно, даже были шкафы. И, конечно, телевизор.
Утром мы пошли искать манго и нашли первый магазин европейского типа. Потом мы решили поискать более дешевую гостиницу, так как, по обычаю пересчитав деньги накануне… Нашли. Хозяин пошел показывать нам комнату, для чего заставил проснуться, одеться и уйти с вещами видимо жившего там местного. Опять торговались, сторговались за 250 и пошли к себе – вещи забирать. Когда же мы, однако, вышли с рюкзаками на улицу, к нам мгновенно подрулил действующий по алгоритму рикша и стал убеждать, что он знает самую лучшую и самую дешевую гостиницу. Ехать с ним нам не хотелось, тем более, что понятно было – все будет, как всегда. Однако минут через десять мы поняли, что проще съездить. И не пожалели. Нам предложили две комнаты на выбор – с двумя или с тремя кроватями, мы, как всегда, выбрали меньшую. Кулер был в полстены – с огромным пропеллером в нем. В гостинице работали милые мальчики, которые по вызову приходили к нам по очереди – наверное, любоваться. Еще они приходили по утрам, будили нас и начинали убираться в комнате (видать, так положено). Пытались менять постельное белье, но мы не соглашались вставать. Кулер тек, поэтому они еще вытирали воду (в основном она образовывалась на балкончике позади кулера, но временами эта лужа затекала в комнату).
Здесь мы поняли, что пора таки начинать есть (мы так кроме манго утром и бананов вечером ничего и не ели). Зашли в ресторан, попросили неострое, но есть не смогли. Зато долго сидели и любовались, как по стенам бегают ящерицы – они сидели на потолке, бегали, никого не боялись. Потом мы выяснили, что единственное съедобное – это яйца. Я не хотела есть, а Оля заставляла меня, потому что умная.
Здесь мы решили купить кокос, а потом, придя домой, я сидела на полу, держа кокос в руке, и, как обезьяна, колотила им по кафельному полу, потому что мы понятия не имели, как его “открыть”. Он оказался невкусным и “зацвел” на третий день. Мы его выбросили.
Здесь по вечерам к нам подходили рикши и обещали заехать за нами в пять-шесть утра. Видя наше удивление, удивлялись сами нашей серости и объясняли, что люди приезжают в Варанаси, чтобы встретить рассвет на священной Ганге. Песнопения спеть, молитвы вознести там… Мы приехали не совсем затем, чтобы встречать рассветы, поэтому решительно сообщали, что раньше десяти не встанем, - можно не беспокоиться.
Здесь на соседней улице было что-то типа Макдональдса, где мы сидели, мерзли и наблюдали за людьми на улице – людьми в брюках и пиджаках, вполне обходящихся соседним забором при отсутствии сортира.
Здесь мы особенно много ходили, научились нанимать рикш через “ментов”, которые сами называли им надлежащую цену.
Здесь мы начали болеть. Какую-то ночь я не могла спать от холода – я дико замерзла, спала в футболке и куталась в спальник (тогда как обычно спать можно было только раскинув руки – чтобы не так жарко). Утром становилось хорошо, в смысле как всегда - жарко. После этой ночи Оля стала заставлять меня есть.
Город большой, мы ездили в Monkey Temple, обезьянью крепость, в Sarnath – на севере города (там комплекс из храмов, зоопарка и ступки – здесь Будда огласил свое учение). Платить за вход не хотелось, и мы обошли весь комплекс вокруг в поисках дырки в заборе. Шли по деревням и полям, общались с местным населением. Обойдя, поняли, что вход бесплатный, а платно – только к ступке, которую и так видно.
Обратно добирались на нескольких видах транспорта. Как ехали, так и не поняли. Названий мы не можем правильно прочесть с карты, а они не могут читать по-английски. Плюс в городе почти не ориентируются, то есть вокзал мы искали долго, нас пересаживали с транспорта на транспорт. Оказалось, что моторикши – это иногда и автобусы (то есть туристы ездят на них по 2, максимум 3 человека, а своих меньше, чем 5, “водитель” не берет – как наш автолайн ждет, пока до отказа набьются).
Пошли искать гхаты. Долго шли, по «проспектам» и трущобам, базарам – наконец поняли, что заблудились и не знаем где мы, сели на рикшу, и он повез нас в противоположную сторону. В районе гхат к нам подбежал мальчик. Он говорил на хорошем английском (у его родителей турбюро и он тоже с ними работает) и повел нас смотреть церемонию сожжения в одном из гхатов. Пройдя через район трущоб (на улочке два человека с трудом могут разойтись, а между домами встречаются храмы, по которым ходят коровы), мы поднялись на вершину храма в Burning Ghate. Местный парень – знакомый нашего – рассказал нам о процедуре сожжения, что это особо почетно, и не каждый умерший имеет право быть сожженным на Ганге. Потом долго клянчил денег – типа улучшить нашу карму, помочь людям, которые собирают деньги на сожжение, так как дрова из специального, очень дорогого дерева – чем несколько подпортил впечатление. Так и не знаем, что из рассказанного им – правда. Мальчик повел нас к спустившемуся накануне с гор святому предсказателю, который почему-то придерживался версии, что преподает в каком-то университете уже 15 лет. Ну, да ладно, мы не хотели, чтобы нам предсказывали будущее – все равно температура не опустится ниже 40, рикши не перестанут возить по турбюро, и гостиницы не станут бесплатными. Мальчик покинул нас, выведя на центральную улицу, и сообщил, что мы можем дать ему денег, если хотим. Мы не хотели. Мы спустились к реке и любовались на набережной храмами-гхатами, простиравшимися в обе стороны до горизонта. Всюду цветы, яркие одежды…
На все уговоры покататься на лодке, мы возражали, что 250 рупий – это много. Когда мы ступили на лестницу – подниматься наверх, от реки, услышали: за сколько поедете? Я решила пошутить: за 100. Поехали!
Мы катались на лодке вдоль гхат, наш “лодочник” пытался нам что-то рассказывать, но мы, во-первых, не верили уже ни одному “индийскому” слову, во-вторых, были поглощены созерцанием и обсуждением созерцаемого. Наконец он спросил: может, мне не рассказывать? Нет, - сказали мы, нам и так интересно. Вы, наверное, только что познакомились, - догадался “лодочник”. Наверное, мы выглядели, как только что познакомившаяся счастливая парочка.
Плавно перейдем в поезд на Калькутту, куда мы поехали из соображений близости моря, наличия эсперантистов и близости от Варанаси по сравнению с другими крупными городами.

Калькутта
“Калькутта - крупнейший город Индии и один из самых больших в мире, основанный как торговый форпост Британии в XVII веке, город быстро рос, приобретая самобытный стиль. Деловитый, волнующий, шагающий в ногу с жизнью, населенный представителями разных культур, он никого не оставляет равнодушным. Встреча с ним может поначалу ошеломить: рикши, автомобили, яркие грузовики, троллейбусы, крики уличных торговцев, усердно работающие строители метро, шум и краски огромного Нового рынка, гомон толпы... Но вскоре сумбур впечатлений уляжется. Перспектива центра Калькутты удачнее всего открывается с зеленых полян Майдана, парка площадью в три квадратных километра, где для горожан, как средство против стрессов большого города, устраивают по утрам занятия йогой. Среди других достопримечательностей беломраморный мемориал Виктории, монумент Октерлони и штаб-квартира миссии Кришны. К северу от города молчаливо стоит красавец Белур Мат, а на противоположном от него берегу реки находятся ботанические сады (там растет 200-летнее баньяновое дерево, как говорят, самое большое в мире) и дакшинешварский храм Кали. Калькутта — одухотворенный город- Бенгальцы - народ поэтов и художников, и это сказалось на городе”. www.india.ru
Всего этого мы, практически, не видели. В Калькутте мы болели. День и ночь ехали в поезде, было очень тяжело, чай пить мы уже не могли, перешли на воду – она продается в пластиковых бутылках по литру, на которых написано, что после употребления содержимого бутылку необходимо сломать, чтобы ее повторно никто не использовал. Причем в поезд на остановках забегают дети и просят выпитые бутылки. Оказываешься перед выбором.
Сначала вода нам не нравилась, казалась странной, мы размышляли о том, сколько раз в этой бутылке продавали воду. Потом кроме этой “минералки” мы не пили уже ничего, ее же поглощали в непередаваемых количествах (благо стоила она 10 рупий, кажется) – по нескольку штук за день каждая. В этой поездке мы видели своего единственного слона. Он стоял за зданием станции и махал ушами. Еще вдоль железной дороги гуляли павлины.
Двери, ведущие из поезда на улицу, практически никогда не закрываются. Поэтому люди часто сидят на ступеньках, свесив ноги наружу. При том, что поезда ездят ни чуть не медленнее, чем у нас. Иногда их кто-нибудь официальный сгоняет. Мне тоже захотелось. Я взялась руками за поручни по обеим сторонам двери и “вывесилась” из поезда. Ощущение потрясающее: полет! Держишься только руками, ну и ноги на ступеньке стоят, а тело летит над полями; видишь весь поезд со стороны, высовывающиеся из-за решеток руки людей – а мимо летит Индия… Или нет – это я лечу мимо Индии.
Мысленно рисуешь на воображаемой карте красную линию пути, бегущую через всю Индию на восток, мимо Непала в сторону Бангладеша.
Когда мы вышли в Калькутте и увидели хаос, превышающий масштабы всего, что мы видели ранее, услышали цены на такси (чуть ли не 300-400 рупий до центра)… состояние у нас было ниже среднего, хотелось только лечь и не двигаться. Я позвонила по телефону одной из эсперантисток. Она удивилась и объяснила, как к ней проехать. Я договорилась с таксистом за 200 рупий. Доехав, он сказал: 220. Я кивнула, мы вылезли, вынули вещи, я протянула уговоренные 200 рупий. Он пытался возмущаться, но тщетно.
Вскоре подошла наша эсперантистка – очень приятная девушка, четко и понятно говорящая на эсперанто, она очень радовалась, что мы приехали, и жалела, что работает и почти не сможет быть с нами.
Когда пришли к ней, сказали, что очень устали и хотим лечь. Проспали полдня, нас позвали есть, но мы не хотели. Тогда мы сказали, что, видимо, заболели. Оказалось, что у нас температура 39. То холодно, то жарко, спать не можем, лежим, пьем Олины таблетки и ждем выздоровления. Наша индианка предложила: мы – говорит – когда болеем, голову засовываем под ледяную воду. Мы решили, что лучше выпьем еще таблеток. Вечером нас отвезли в пригород – к ее родителям, очень милым людям, у которых живет куча кошек. Они кормили нас специально сваренной едой (не острой) – рисом, рыбой, странными местными фруктами. Спали мы у их соседей (потому что там была свободная комната), которые говорили по-английски. На крыше этого соседского дома мы сидели вечером – тишина, вокруг зелень, пальмы, земля покрыта зеленой растительностью, в которой должны были водиться мангусты. Говорили одновременно на эсперанто, по-английски, по-русски и на местном (бенгальском, кажется). Меня отец нашей девушки называл исключительно по фамилии: “Чеснокова”, он говорил, что это очень красивое имя.
Пожалуй, я опишу дом нашей индианки-эсперантистки. Вернее, квартиру (город, как ни как - бывшая столица). Одна большая комната, в части ее – кухонка. Два стула, вообще люди сидят на полу. И две спальни – в них помещается кровать и шкаф. В квартире живут: она с мужем, их ребенок, чья-то из них старая мать, девочка, ухаживающая за ребенком, сестра мужа со своим мужем. Вроде все. Тут мы убедились, что днем нормальные люди просто ложатся спать. Кстати, на пол. Вообще никуда не выходят (а мы-то гуляли, да еще и пешком)!
Дом ее родителей был такой типичной дачей. Единственное, что мне несколько не навилось в плане удобств в Индии вообще – это что у них (отели, конечно, не считаются) в туалетах – краники с водой вместо туалетной бумаги. Европейцу не понять… У соседей же было аж два этажа и крыша типа веранды.
Калькутту мы посмотрели исключительно из окна такси, везшего нас к дому родителей. Однако и так было видно – это бывшая столица. Здесь дома, проспекты, музей, машины, магазины. Кстати, что удобно – мимо основных достопримечательностей мы проехали, а об остальных нам так подробно рассказал сосед по гостинице в Варанаси, что мы не знали, как от него тогда отделаться. Не помню, как мы его отвадили заходить к нам в гости.
А на улицах пригорода мы, наконец, насмотрелись на спокойную индийскую жизнь – не базарную, не туристическую, не столичную… здесь ходили, кстати, очень красивые девушки. К нам никто не приставал. И очень тихо – особенно по ночам. Я, наверное, впервые ясно ощутила, что такое “кричащая тишина”.
Итак, следующий день мы еще лежали, вернее, спали, просыпались, спускались в соседний дом поесть и снова шли спать; а еще через день ходили в Интернет и, собственно, уехали в Дели – пора лететь в Россию.
И опять поезд. На этот раз из всех общительных личностей самым милым был индус, учащийся в Питере медицине – мы потом уже в России переписывались по электронке – он звал нас в Питер и предлагал оплатить билеты.
В Дели он помог нам найти таксиста и заплатил за дорогу “до” – мы направились прямиком в родной гест хаус. Приятно оказаться дома. Он звал нас на следующий день в гости – у них там то ли свадьба была какая-то, то ли день рожденья. Мы перезвонили ему из гест хауза и извинились – не оставалось уже денег на такси. Правда, он обещал такси оплатить…
В номере нашем нас ждало приключение: я зашла в ванную и увидела на стене… таракана. Я не боюсь тараканов, но этот! Размером с мой … ну, с один из пальцев руки, безымянный, например. Черный (таракан). Сидел на стене и не уходил. Мы шумели, махали руками – он сидел. Оля сказала: ну что же, придется мыться так. “Я не буду мыться с ним!” - я решила, что можно плеснуть на него водой, и он испугается. Он испугался – и побежал в комнату. Мы захлопнули дверь и держали ее в ожидании, что он распахнет ее изнутри. Таракан не появлялся. Мы боязливо заглянули в ванную. Он сидел за туалетом. Тогда мы включили душ и опять закрыли дверь. Таракан, наконец-то, исчез. Появился он только когда мы заинтересовались тем, где же он прячется, и начали лить воду в различные щели. Тогда мы решили не трогать его и далее сосуществовали мирно.
На следующий день мы ходили по базару – торговались, покупали сувениры, стало очень грустно оттого, что надо уезжать. Мы только привыкли, обжились, освоились, поняли кое-что в этой своеобразной системе… когда, забрав рюкзаки из гостиницы, мы направились к дороге, даже рикши не останавливались – наверное, тоже привыкли, что мы пешком ходим. Наконец один подъехал и за 200 рупий повез нас в аэропорт. Там мы прошли в зал ожидания, упросив охранника пустить нас обеих за билет для одного человека, а на оставшиеся деньги купили воды. Там, в этом прохладном зале, мы сидели, смотрели телевизор и ждали ночного самолета. Переоделись. Привели себя в несколько цивилизованный вид. Вспоминали подробности нашего маленького приключения, радовались, что приехали сюда, уже скучали по полюбившимся мелочам.
Потом был аэропорт – сдали вещи до Москвы, самолет задерживался, механики и прочие служащие аэропорта столпились перед телевизором – смотрели матч по крикету (любимая в Индии игра). Потом нас впустили в самолет (не в наш “Боинг”, а в “ТУ”), который долго катался, потом понял, что сломался мотор (я излагаю несколько примитивно), были открыты (в смысле вынуты из стен самолета) все двери, кондиционеры не работали, я легла и заснула (мне почему-то стало очень плохо от жары). Однако добрая стюардесса не дала мне спать – разбудила и испуганно спросила, что со мной и чем помочь. Потом мы таки полетели (пищу есть было нельзя – этот самолет лететь не должен был, и в спешке на него загрузили еду из Air India, попробуйте представить себе степень остроты еды). В Алма-Ату опоздали, самолет в Москву уже улетел, нас привели в транзитный зал, повезли на какой-то другой самолет, которому пришлось нас ждать около 30 минут, прилетели в Шымкент, разгрузили самолет, вышли в город, зашли в соседний вход, снова прошли контроль (оказалось, что в Алма-Ате нам забыли что-то приклеить, не хотели нас пускать в самолет, направили в загадочное окошечко, где позвонили в Алма-Ату и дали добро на наш полет), погрузили в тот же самый самолет (практически все пассажиры летели в Москву – не многим надо в Шымкент), полетели в Москву. На этом рейсе, наконец, поели. Москва…
PS. Пока писала, забыла отразить смысл названия в тексте. Смысл в том – что все же лучше не ездить в июне в Центральную Индию – жарко.

1 | 2 | 3

Ксения Чеснокова KseniaSiringo@gmx.net


Слово редактора

info@exparty.ru