На главную
















На родине учителя графа Монте-Кристо

Мало кто знает, что Хосе Кустодио Фариа, обучавший узника замка Иф Эдмона Дантеса языкам, истории и таинственной науке о ядах, был родом из Гоа. А взглянуть в пророческий очи великого гипнотизера и гуманиста можно в Панаджи: стоит там, простирая над больной женщиной бронзовые руки, этот легендарный аббат, подаривший Западу мудрость Востока. 

Да, ошибся Дюма, назвав аббата Фариа, одного из героев романа "Граф Монте-Кристо", итальянцем. Его родина - легендарный Гормант - прекрасный золотой Гоа. Великий сочинитель лишь спутал национальность, но не погрешил против истины, введя в роман реальный исторический персонаж - человека, который, покинув Гоа, действительно принимал участие во взятии Бастилии и умер в замке Иф в 1819 г. А взглянуть в пророческие очи великого гипнотизера и гуманиста можно в Панаджи: стоит там, простирая над больной женщиной бронзовые руки, этот легендарный аббат, подаривший Западу мудрость Востока.
Как рассказать об этой дивной маленькой частичке Индии, которая узкой полосой протянулась вдоль ее Малабарского побережья? Непросто найти слова, способные хоть отдаленно передать запахи ее лесистых холмов, блеск лагун на закате, шум водопадов и пеструю разноголосицу карнавалов. Возможно, Александру Грину, создавшему силой воображения Зурбаган и Гель-Гью, мерещилось нечто похожее на пленительные города Панаджи и Мапуса. Если бы ему довелось побывать в Гоа, он бы, наверное, сразу «признал» мыс Дона Паула и ленивое дыхание пассата над бухтой Мармагао.
В «Махабхарате» эта земля названа «раем Индры». Под пальмовой порослью нестерпимой белизной сверкает конус индуистского храма Шан-та Дурга, выстроенного в честь богини мира Парвати. Долго не было этого самого мира среди садов и полей Гоа, наполненных журчаньем вод и пением птиц. Со времен Сидона и Тира, крестовых походов и первых халифатов влекли они к себе жадных до наживы чужестранцев. Набег следовал за набегом, завоевание за завоеванием.
Пали индуистские правители, рухнула власть делийского шаха, султанат Виджаянагар сменился государством Бахмани, но народ Горман-та сберег родной язык и древние обычаи. Неслучайно Гоа стал первым клочком индийской территории, на которой утвердились европейские колонизаторы, и чуть ли не последним оплотом колониализма в мире.
А началось долгое европейское «знакомство» с Гоа 25 ноября 1510 г., когда португальский командор Альфонсо д'Альбукерки впервые ступил на вершину покрытого зеленой травой холма, откуда ему открылся вид на реку Мандови и плодородные поля. Река торжественно несла свои воды куда-то вдаль, за горизонт. Д'Альбукерки бросил взгляд вниз, туда, где висели густые клубы дыма и виднелись истрепанные паруса мачт галеонов, — место сражения все еще жарко «дышало» боем. Схватка была жестокой и кровопролитной, но она выиграна — враг повержен. Медные бомбарды обратили в руины старую столицу. Д'Альбукерки почувствовал необычайный прилив сил; теперь он стал полновластным хозяином этой земли, в честном бою отнял ее у султана Биджапура Юсуфа Адил-хана.
Вечерело. Вдруг командор вспомнил, что сегодня день Святой Екатерины. Да, это, бесспорно, его день. От избытка чувств он преклонил колени и поблагодарил святую за милость, которую она ему ниспослала. Своим подчиненным он повелел построить на этом месте храм в ее честь — первую христианскую церковь в Гоа.
Португальцы, приплывшие сюда в поисках особо ценимых в то время экзотических специй, так и задержались здесь почти на пять столетий, превратив благодатный край в основной центр своих азиатских владений. Конкистадоры рушили мечети прежних завоевателей и храмы местных богов Шивы и Вишну, слоноголового Гане-ши и черноликой Кали, но местное население упорно зажигало благовония на алтарях, воздвигнутых предками. Даже суды святейшей инквизиции и ухищрения отцов-иезуитов не сломили дух этого народа — до сих пор, спустя века, многие жители Гоа исповедуют все-таки индуизм, а не христианство. Хотя последователей Иисуса здесь все равно много. Когда путешествуешь по побережью, кажется порой, будто находишься где-нибудь на Средиземноморье — кругом часовенки, домики, выдержанные в христианском стиле. Но, приглядевшись, все же понимаешь: нет, перед тобой именно Гоа — неповторимый и уникальный Гоа...
Лишь в 1961 г. португальцы ушли отсюда. Правда, минуло еще 14 лет, прежде чем бывшие колонизаторы признали Гоа частью индийской территории. Но Индией назвать эту землю язык как-то не поворачивается. Здесь все другое — смесь индийской и европейской культур вобрала неповторимый колорит эпох. Современное население Гоа — носитель этой смешанной культуры.

Гоа-транс
Первыми туристами в Гоа волею случая стали европейцы-хиппи, которые регулярно «отрывались» здесь с конца 60-х — начала 70-х годов — некоторые из них так и осели в этих краях, до сих пор живут тут и содержат собственные развлекательно-питательные забегаловки. В те времена вместо ныне знаменитых курортов были лишь сплошные девственные пляжи и маленькие деревушки. Но вот все изменилось. Представьте себе рекламу шоколадки с кокосовой начинкой: заполненные толпами волосатых хиппи заманчивые пляжи, только без ослепительных красоток. Полиция Гоа никому особенно не досаждала. Можно было делать все, что вздумается, — курить травку, слушать музыку, медитировать, вести модные в то время беседы об ауре, нирване...
Отношение местного населения благосклонное. Но еще больше пришлась по нраву хиппи психоделическая атмосфера, которой был буквально пропитан воздух Гоа. Они почувствовали в этих краях особую энергетику. Возвращаясь на родину, они рассказывали своим друзьям и знакомым о чудесном месте, где пальмы буквально купаются в океане, а воздух искрится упоительной энергией. Слухами, как говорится, земля полнится: постепенно Гоа стал пристанищем для фриков, рок-звезд, путешественников всех мастей, всевозможных охотников за удачей, которые стали жить здесь по законам одной древней мантры, переиначенной ими как «секс, наркотики и рок-н-ролл».
Это сегодня из России в Индию все больше ездят те, у кого деньги не успевают переводиться. А из Европы и Америки в Гоа, в основном, приезжали люди малоимущие, потому что здесь можно жить и под открытым небом. Кстати, и сегодня в Гоа удивительная дешевизна сервиса и питания — за некоторые овощи и фрукты можно не платить вовсе по причине обильного их произрастания в здешних краях. И — практически полное отсутствие криминала. Поэтому-то и потянулись к береговому «огоньку» любители праздной, беззаботной жизни и вечно теплого океана.
Массовые вечеринки начались в Гоа примерно в начале 70-х.
Сначала играли так называемые «рок-банды»,  потом наступило время панка. В конце восьмидесятых солнечная земля услышала техно. Вскоре появился и гоа-транс, который можно считать неким симбиозом различных музыкальных стилей. Гоа постепенно становится родиной всех психоделических иллюзий и безумных фантазий. Добавьте сюда еще и древнейшую индийскую традицию «расширения» сознания при помощи галлюциногенов в ходе медитативных ритуалов — и даже тот, кто ну ничегошеньки не понимает в трансе, примерно может представить себе, на что были похожи эти вечеринки. Соединение музыки, медитации и химии дало гоа-трансу своеобразную идеологическую почву. Но гоа-транс все же существенно отличается от другой танцевальной музыки. Чем? Прежде всего, тем, что сама идея транса — это монотонное повторение одного сигнала через равные промежутки времени. Мозг человека абстрагируется от окружающей действительности, то есть, он входит в транс — субъективную реальность.
Так в Гоа начались вечеринки поклонников транса. Где они проходили? Да везде! Лишь бы подальше от очагов цивилизации. Например, на берегу океана, в живописном местечке среди пальм, в древнем храме или в бамбуковом лесу, и, даже, в пустыне — вдалеке от побережья...
Опять представьте себе — темнота, хоть глаз коли, вовсю лупит магическая музыка, и повсюду двигается огромное количество флуоресцентных теней. Светятся и играют бликами лишь одежды — это заработал стробоскоп. Люди передвигаются — каждый в своем персональном танце. Кто-то просто распластался на земле, «копаясь в собственной сущности». Сама музыка звучит довольно мрачно, но, как утверждают ее поклонники, она действует позитивно, хоть и создает некую напряженную атмосферу ожидания события вселенского масштаба, что-то вроде столкновения галактик. Схожий эмоциональный фон имеет музыка из некоторых древних мистических традиций, например, шиваит-ские мантры или тибетское горловое пение. Звуковой ряд гоа-транса — это запредельные, плотно насыщенные эффекты синтезаторов, похожие на скрежет хитиновых крыльев космических насекомых, наложенные на монотонный (120-140 ударов в минуту), со сбивками, ритм. По определению одного критика гоа-транса, — это «медитация переколбашенных компьютеров». Но трансеры возражают: дескать, на подобных вечеринках словно купаешься в энергетических потоках, они ощущаются буквально всем телом. И даже если в определенный момент мозг говорит «стоп», тело все равно продолжает танцевать. В это время человек даже не чувствует боли, так как находится в глубоком трансе — музыка уже «унесла его прочь» из обыденной реальности и полностью контролирует сознание.
 Впрочем, сами почитатели гоа-транса считают, что в подобные минуты все негативное заменяется позитивным. А как же иначе? Они ведь совершают магическое путешествие по бесконечности. Тела отвечают каждому одиночному удару музыки, теряются в ней, желая большего. Духовное и энергетическое содержание — основное отличие гоа-транса от остальных танцевальных стилей. Вдруг появляются факиры, люди толпятся вокруг них, озаряемые огненными шарами, взлетающими в воздух. Самый эмоциональный момент наступает на рассвете.
Мелодия убыстряется. Гоа-трансеры импульсивно дергаются с застывшими на лицах улыбками. Все счастливы. Многие из тех, кто попадает на гоа-транс впервые, испытывают некоторый шок. Вдруг, неожиданно очнувшись, они видят, что большинство находящихся на так называемом «танц-поле» — это часто не очень молодые люди: много тетечек, давно перешагнувших бальзаковский возраст, и дядечек — бородатых старичков. Но при этом мужичок — не просто мужичок, у него проколоты все уши (и не только!), он весь в специальных татуировках и во флюрофетишах, которые светятся демоническим светом. А тети отплясывают так, что им могут позавидовать даже выпускницы школы спортивного танца.

Райские кущи Гоа
В последние два десятиления Гоа чем-то напоминает индийские Гавайи, сверкающие на туристической карте среди лучших морских курортов мира, Сюда с невиданным упорством все едет и едет разноязыкий народец, жаждущий насладиться не только прелестями модного «ресорта», но и приобщиться к древней культуре. Да и сами курорты на побережье, что стали особенно бурно развиваться в последние годы, сильно отличаются от индийских. Чтобы восхититься Гоа, его нужно увидеть.
Познакомиться с удивительно красивым народом, который держится с достоинством и подчеркнутой независимостью, что, впрочем, не мешает ему быть открытым и приветливым. Редко можно разглядеть в толпе лица, не озаренные жизнерадостной белозубой улыбкой — все они приветливы и добродушны. И сам вскоре ловишь себя на мысли, что улыбаешься без всякой на то причины.
Говорят, нечто подобное испытал Гоген, впервые увидев Таити. Типичный гоанский пейзаж: рисовое поле, окруженное рощицами кокосовых и ореховых пальм, порослью манго, где в тени прячутся неприметные деревца, на которых прямо на стволе вырастает колючий таинственный дуриан. А вокруг — настоящий тропический рай. Зимой и летом одинаково тепло, а купальный сезон длится с октября и до мая.
Гоа окаймляют длинные, залитые солнцем пляжи — их более сорока. Они растянулись на добрую сотню миль, широкой золотой полосой лежат между белой пеной прибоя и шумящими на морском бризе огромными пальмами. Когда смотришь на берег с роскошной прогулочной яхты, видишь, как отражение пальмовых рощ в бирюзовой воде перемежается с яркими белыми бликами — вдоль всего побережья в зелени утопают современные отели. Вокруг — идиллический покой.
Фестивали Гоа прославились на всю Индию. Ежегодный Праздник света и веселые карнавалы в Дона Паула, Гаспар Диас и Сиридао привлекают сюда тысячи туристов из разных стран. Россияне пока что об этом знают мало, поскольку открыли для себя курорты Гоа совсем недавно. Но ситуация меняется и, возможно, скоро многие наши соотечественники оценят разноцветные фейерверки над верным зеркалом ночных лагун, танцы под гитару в прекрасных садах и маскарады на Авенида-до-Брацнл вдоль набережной Мандави. Все праздники — обворожительные, искрятся непринужденным весельем и дружелюбием! И вокруг столько красивых девушек!
Что и говорить, много удивительного есть на древней земле Золотого Гоа. Прекрасны индуистские храмы Мангеши и Махалса, мусульманский Джама Масджид, окруженные зарослями бананов и папайи. Внушительные, не уступающие лиссабонским, соборы, построенные португальскими зодчими. Тихой прелестью дышат кривые улочки и площади с фонтанами, с белыми домиками под розовой черепицей. Нельзя не восхищаться великолепными пляжами: Мирамаром, где чистейшие пески искрятся морозной пылью, Калангутоме близ Пананджи и Колвой возле Мармагана, над которыми струнно гудят на ветру царственно изогнутые арфы-пальмы.
Гоа — это место, где каждый находит занятие по своему вкусу и темпераменту. Отвлечься от отдыха на побережье, шумных дискотек и экзотических ресторанов поможет путешествие в лоно дикой природы, где можно не только познакомиться с разнообразием местной флоры и фауны, но и со здешними обычаями. Незабываемы круизы по рекам Манда-ви и Зуари. Красивейшие индуистские храмы находятся в горах. Туда лучше добираться на джипах. А может, вы желаете посетить великолепный водопад Дадсадар и искупаться в его чистейшей воде? Пожалуйста! Впрочем, перечислить все сокровища Гоа невозможно – это одна из точек на Земле, где сконцентрирован огромный заряд позитивной энергии и красоты.

Аэрофлот aeroflot@lkpress.ry
На родине учителя графа Монте-Кристо На родине учителя графа Монте-Кристо На родине учителя графа Монте-Кристо На родине учителя графа Монте-Кристо На родине учителя графа Монте-Кристо На родине учителя графа Монте-Кристо


Слово редактора

info@exparty.ru