На главную
















Байки о байке

Не надо изобретать велосипед. Надо изобрести способ выживания велосипедистов в современном мегаполисе

Уже несколько лет столица переживает велосипедный бум. Весной, как только сходит снег, повсюду открываются велоразвалы: на рынках, около крупных супермаркетов, на заправках, при шиномонтажных мастерских. Растет и сеть специализированных магазинов – «Арвес-Вело», «Спорт-сервис», «Веломир», «Велоимперия», «Байк'н'Ролл», «Веломаркет»... Расширяется производство, и даже началось строительство новых отечественных велозаводов. Результат очевиден. Если раньше приличный байк (так уже полвека называют горный велосипед, а теперь и любой велосипед со скоростями, кроме гоночного шоссейника) стоил не меньше 500 долларов, то теперь можно уложиться и в 300. И вообще, достаточно в ясный летний день пройтись по улицам спальных районов или по дорожкам городских парков, дабы увидеть, что мы находимся не только в авто-, но и в велостолице.

Что удивительно, большинство москвичей гоняет на горных велосипедах – при таком-то количестве асфальта?! Впрочем, у этого есть свое объяснение. В 90-х на наших дорогах стало не просто опасно, а очень опасно! И велосипедисты ушли с дорог в поля и леса, горы и долины, а в городах стали ездить в основном по тротуарам и паркам. Гонять по бездорожью и прыгать по бордюрам гораздо сподручнее на горном mountain bike – МТВ, чем на «Туристе» или «Старт-шоссе» (благо, что первые привозные велосипеды появились у нас в 1991 году). Ситуация на дорогах стала слегка меняться лишь года три-четыре назад, улучшились и сами дороги. Тогда-то и стали пользоваться спросом велосипеды для асфальта – ситибайки, вседорожные гибриды, туринги, пижонские велочопперы, спортивные шоссейники. С их появлением веложизнь разделилась не только в пространстве и времени, но и по интересам. 
 
В Москве появилось множество велотусовок – экстремалы, кросс-кантрийщики, любители триала, велотуристы, ВМХ-ры. Причем клубы живут, за редкими исключениями, обособленно. Что общего может быть у человека, прыгавшего целый день по ступеням и парапетам, с тем, кто проехал 100 километров по бездорожью и болотам? Или у любителей скоростного спуска, которые, как бурлаки, долго тащат в горку своих страшных двухподвесочных монстров, чтобы за 15–20 секунд слететь вниз через камни, трамплины, корни, – и у спортсменов кросс-кантрийщиков, накручивающих по ровному парку в надежде слегка улучшить результат? Да, в общем-то, ничего, кроме двух колес и шлема, если он есть.

Во многие экстремальные и спортивные тусовки попасть непросто. Не столько даже из-за снобизма, который, конечно, тоже есть, сколько по экономическим причинам. Здесь все определяет количество вложенных в велосипед денег. За мясистую раму, мотоциклетный ход подвесок, толстые шины и мощнейшие дисковые тормоза экстремалам приходиться платить. У кросс-кантрийных спортсменов, наоборот, чем легче байк, тем лучше. Но каждые скинутые 100 граммов обходятся в кругленькую сумму. Кстати, фунт настоящего горного байка гораздо дороже фунта нового «Мерседеса». Хороший байк стоит примерно 2000 долларов при весе 10 кг, а сходный «Мерседес» – 80 тыс. долларов и весит более полутора тонн. Так-то! Самые демократичные, пожалуй, велотуристы. Для них важно, чтобы «человек был хороший», а какой у него байк – дело десятое, хоть «Украина».

И зимой в холода веложизнь не прекращается. Немало байкеров крутит педали, невзирая на снег и мороз. Благо, шины со стальными шипами есть, а с ними никакой гололед не страшен! Некоторые меняют среднюю полосу на Таиланд, Флориду или Австралию. Многие переселяются в Интернет, например на www.velozona.ru, где идут жаркие дискуссии и споры.

Как живется байкеру в большом мегаполисе? Непросто. Друзей у него мало, велодорожек нет, зато врагов и опасностей – выше крыши! Первый и главный – автомобиль! Именно он вытеснил большинство велосипедистов на тротуары, а на проезжей части оставил только правую полосу. Именно автомобиль и правила дорожного движения, написанные, как выясняется, автомобилистами и для автомобилистов, заставляют байкеров больше думать не о лихом катании, а о выживании. Не добавляют драйва мусор, стекла, колдобины и косые ливневые решетки рядом с обочинами и тротуарами. А несколько магистралей для велосипедистов просто смертельно опасны – это третье кольцо, МКАД, Рублевка, Кутузовский...

На тротуарах другие проблемы: пешеходы, дети, собаки, выезды из дворов и арок, бесконечные бордюры, разбитые и плохо закрытые люки колодцев. Прыгать через бордюры долго и утомительно, требуется навык и надежная передняя подвеска. Арки и выезды из дворов опасны тем, что автомобиля часто не видно, – приходится, снизив скорость и держа пальцы на тормозах, тщательно прислушиваться. А уж если столкновение все же произойдет, то обе стороны попадают в правовой вакуум. Такой случай в ПДД не записан. Собаки бурно реагируют на велосипедистов. К тому же у наших сограждан есть привычка водить крупных и опасных псов не только без намордника, но и без поводка. Тут уж не расслабишься. Дети подвижны и непредсказуемы, а взрослые погружены в заботы и крайне замедленно реагируют на окружающее. Есть и прочие неудобства. Не во всякий магазин с байком войдешь. Иной раз удается договориться с охраной, но такое – редкость, а оставлять хороший велосипед без присмотра, даже приковав его замком, рискованно.

Парков в Москве много, но до них еще надо добраться. В метро и в наземном транспорте у велосипедистов бывают проблемы, а железная дорога отгородилась от них турникетами. Что же касается самих парков, то и тут немало «сюрпризов». И не только подвыпившая публика и недрессированные собаки. Можно нарваться на гопников и хулиганов. Так что кататься лучше в компании – так веселее и безопаснее. А выбирать для этого малолюдные парки, напоминающие лес, такие как Битцевский, Кузьминский, «Лосиный Остров», – вот где можно оторваться по полной программе!


Поскольку строительством велодорожек городские власти не очень обеспокоены, байкеры могут рассчитывать только на свои силы – сами строят трассы, трамплины для прыжков, оборудуют спуски. Правда, это не всегда находит понимание у местной администрации. Взять, к примеру, трассу, которую построили в Измайловском парке любители экстрима из клуба «Олежки». Долго пришлось вести переговоры с администрацией парка, прежде чем удалось добиться одобрения властей.

В выходные и праздничные дни здорово путешествовать по Подмосковью, там, где мало машин и свалок. Лучше всего присоединиться к туристическому клубу, можно найти себе подходящую компанию или маршрут в Интернете. Велотуризм самый выгодный способ путешествовать – максимальная отдача при умеренных затратах. Пока пешком дойдешь «до того пригорка», устанешь и соскучишься, а на байке долетишь незаметно и с удовольствием. И при этом силы расходуются экономно – в три-четыре раза меньше, чем у пешехода. Лужу на дороге можно проехать не замочив ног. Рюкзак весом 15–20 кг превращает пешего туриста в муравья. На байке к такому грузу привыкаешь за пару часов, и без проблем с ветерком за день можно проехать 50–100 км! Да и путешествовать на байке можно практически в любых климатических зонах.

Соседство с цивилизацией сказывается на велотуризме все сильнее. Отечественный велотурист за последние годы серьезно изменился к лучшему. С чем раньше ассоциировалось это слово? Кирза, брезент, семейные трусы и многократно чиненный «Турист». Теперь этот джентльменский набор постепенно уходит в прошлое. Сегодня все более заметны «навороченные» байки, невесомые, стремительные, благородных кровей шоссейники, основательные туринги, всеядные гибриды. Сами туристы щеголяют в современной функциональной одежде, используют фирменную экипировку и снаряжение. Знают слово «GPS». Привыкают к шлемам. Не расстаются с мобильниками. Развиваются новые направления: «Экскурсион-тур» – с осмотром достопримечательностей и архитектуры, «Паломник-тур» – для любителей православия, «Эко-тур» – для поборников экологии, «Велобол-тур» – с купанием, волейболом, настольными играми и так далее. По-видимому, скоро придется изобретать названия для «новых велотуристов».

МАРШРУТЫ

Парки для велосипедов Воробьевы горы. Парк включает две территории: крутой склон с террасами между Москвой-рекой и улицей Косыгина и регулярный парк между улицей Косыгина и академика Хохлова. По регулярной части можно просто погонять, а на склоне можно потренироваться в байкер-кроссе, скоростном спуске и кросс-кантри. Когда-то здесь была проложена первая в Москве трасса для кросс-кантри.
Воронцовский парк. Сравнительно небольшая и ровная территория парка позволяет совершать велопрогулки в умеренном темпе.

Битцевский лесопарк. Это второй по площади лесопарк после «Лосиного Острова» с весьма разнообразным рельефом, многочисленными оврагами, ручьями, речками, полянами и чащобами. Есть места для занятий экстримом, параллельным слаломом, скоростным спуском. Кросс-кантри и агрессивный туризм – без ограничений.

Тимирязевский парк. В северной части парка протекает река Жабенка, здесь же несколько прудов, в том числе Большой садовый пруд, на западном берегу которого расположен пляж и стадион «Наука». Ровный рельеф парка подходит для велопрогулок и кросс-кантри.

Парк «Царицыно». Лесопарк со сложным пересеченным рельефом, северная часть – историческая: дворец Екатерины, регулярный парк, Царицынские пруды. Все это – на холмах, изрезанных глубокими оврагами со старинными каменными мостами, и вполне пригодно для экстрима и байкер-кросса. В южной части – ухоженный Бирюлевский дендропарк, а на юге и востоке от него заросший лесопарк, пересекаемый железной дорогой. Здесь можно покататься и заняться кросс-кантри.

Кузьминский лесопарк начинается с зоны отдыха и каскада прудов вдоль речки Пономарка. Сравнительно ровная местность, поросшая соснами, продолжается до МКАД. Южная граница соседствует с Капотней и Московским НПЗ – туда лучше не заезжать. После МКАД парк переходит в лес, который несколько заболочен. Между Дзержинским и Лыткарино расположены карьеры, где можно заняться экстримом. Кросс-кантри и агрессивный туризм – без ограничений.

Филевский парк, Крылатские холмы. Значительная часть территории находится в пойме Москвы-реки и имеет сильно пересеченный рельеф, поросший кустарником и вековыми деревьями. На Крылатских холмах – олимпийская велотрасса, склоны для параллельного слалома и скоростного спуска. Там же находится особо охраняемая природная зона. Экстрим, параллельный слалом, скоростной спуск, кросс-кантри и агрессивный туризм практически без ограничений.

Кусковский лесопарк. Ровная территория парка с прудом и исторической усадьбой лучше всего подходит для велопрогулок в умеренном темпе.

Лесопарк «Измайлово». Подходящее место для спокойных велопрогулок. Возможны кросс-кантри и агрессивные покатушки.

«Лосиный Остров». Самый большой по площади лесопарк Москвы. Покрытая лесом территория порезана на квадраты просеками, по которым идут дороги. Кросс-кантри и дикие покатушки без ограничений. Возможен и обычный велотуризм, особенно если выехать за МКАД.

«Сокольники». Регулярный парк с большим количеством гуляющих, отдыхающих и выпивающих. Местность ровная. Есть трасса для ВМХ!

Теплый Стан. Неровная, изрезанная оврагами местность между Профсоюзной улицей и Ленинским проспектом. Среди оврагов можно найти место для экстрима и слалома. Кантри-кросс и пыль из-под колес – сколько душе угодно.

Юрий Разин http://www.ej.ru


Слово редактора

info@exparty.ru