На главную
















Кругосветки Евгения Гвоздёва: один на крошке-яхте в мире одиночества

Евгений Гвоздев: "Если кто-то скажет, - вот я бы обошёл вокруг света, да только у меня нет яхты! - то можно с уверенностью сказать, что этот человек явно неискренен: потому что, если у тебя нет яхты - сделай её!"
Почему этот выдающийся яхтсмен до сих пор ещё не получил официального признания Героя России, не приглашается гостем всех телеканалов, не заполняет обложки цветных журналов или, на худой конец, не в Книге Рекордов Гиннесса - непонятно! А ведь эти фиксаторы рекордов всё время объявляют, что не пропускают ничего масштабного, заметного на планете - и тут, вдруг, у них такой провал! Потому что прошли уже добрых 7 лет после финиша первого удивительного кругосветного одиночного плавания Евгения Гвоздёва, с 1996 года, потому что уже завершил он, в августе 2003-го, и второе, не менее потрясающее воображение, плавание - "а воз и ныне там"! А может, это просто слава не поспевает за героем, по крайней мере, сам шкипер не подгоняет общественное мнение, сохраняя редкую скромность, тактичность и выдержку, каковые в данной ситуации сами по себе уже являются качествами весьма показательными и завидными.

Яхта Евгения Гвоздева
Упаси вас Боже, мои читатели, воскликнуть в неведении - "эка слава, "проплыть" на яхте по всем океанам - да таких моряков тысячи!" Нет, дорогие, не попадёте, потому как, во-первых, ходит Евгений Гвоздев вокруг Земли в одиночку, а это вот уже вторую сотню лет после первого такого открытия американца Джошуа Слокама 1895-1898 годов, считается особым классом парусного искусства. Другое - начинайте брать на заметку эти достижения, друзья, то, чем Книга Рекордов Гиннесса обмишулилась! - так вот: яхты сделаны или доработаны Евгением Гвоздёвым своими, золотыми, руками.
Теперь прочтите, пожалуйста, вновь подзаголовок-эпиграф, он не просто - "громкие слова", нет - а суть отношений нашего героя к яхтингу в целом, к романтике дальних странствий, к такой сложной и вечной, философской теме как "исполнение мечты". И если гений-юморист Станислав Ежи Лец только говорил: "если хочешь быть счастливым - будь им!", то Евгений Гвоздёв перефразирует самими делами своими: "Если хочешь обойти вокруг света на яхте - обойди!"
В 1992 году из родной Махачкалы отправился в неведомое плавание прогулочный швертбот "Лена". И далеко-далеко не все, кто со стороны смотрел на, казалось бы, обычный старт небольшой яхты длиной всего-то 5 метров 70 сантиметров - малая длина тоже удивление! - но, главное, зрители и не подозревали, что присутствуют при рождении новой яхтенной истории. Да, и как тут поверишь в неё - рождающуюся историю, разве поверишь, если даже увидишь, как выходит из пены моря светящаяся красотой Венера - скажут - померещилось! А тут, что может быть славного: неприметный пенсионер вдруг объявил о своём желании пойти в одиночную кругосветку!? И лишь более или менее знающие люди да моряки, конечно, понимали, что на прогулочном швертботе, предназначенном к тихим покачиваниям невдалеке от берега, в разнообразие пикника, вокруг света никто никогда ещё не отваживался ходить. Да и вряд ли кто из зарубежных яхтсменов соберётся, вот просто так, на такое почти "безумие". А он взял да и пошёл: 4 года в плавании, около 30 тысяч морских миль, десятки посещённых портов мира.

Пресса не обошла подвиг Евгения Гвоздева стороной
Ну, и где вы - делатели Книги Рекордов - слово и не было потрясающего финиша 1996 года! Нельзя утверждать, что столь же серьёзных кругосветок или, вернее, - морских экспериментов - не было в истории освоения океанов, конечно, нет. Давайте вспомним Алена Бомбара, имя которого стало хрестоматийным в науке о выживании потерпевших кораблекрушения. Но он в 1952 году оказался "за бортом по своей воле" на спасательном резиновом плоту длиной 4,5 метра, так что о рекордной "миниатюрности" лодки речь не идёт.
Не стремился ставить такое достижение и Евгений Гвоздёв: он повторил основные размерения лодки известного французского путешественника Сержа Теста, - наверное, знаменитая красивая книга "500 дней в океане" о плавании 1984-1987 годов вокруг cвета подвигла нашего романтика сделать и себе такую "малышку" длиной 12 футов или 3 метра 65 см! А с другой стороны - таковы размеры балкона его квартиры, на котором отчаянный россиянин проводил ключевые доработки корпуса: стапеля в открытом цехе в его распоряжении не было, перед стартом ещё пришлось подработать конструкцию на плаву, в порту Махачкалы, и всё - в путь!
А вообще-то в истории мореплаваний ходили на просто-таки игрушечных лодчонках. В 1993 году сразу два таких чуда появились в Атлантике - первый это был голландец Хьюго Вайлен: он на лодке длиной 1 м 65 см прошёл океан с запада на восток - от Ньюфаундленда до Англии. Второй - это ирландец Том МакНэлли, у него лодочка была на 1 см длиннее, чем у Хьюго - 1 м 66 см, на полдюйма точнее. Да, только - что означает эта микроразница в теоретических обводах корпуса: и посадка лодки, и её ходкость, поведение на воде - всё это изменяет теорию, поправляет расчётные величины длины корпуса. Том МакНэлли прошёл от Португалии до Пуэрто-Рико за 134 дня, затем подзаправился и финишировал во Флориде. Рекордом тут является не только длина лодки, но и достигнутая ирландцем живучесть - 134 дня: это на грани выживания из-за невозможности взять для человека в достатке пресной воды и пищи, и даже удачная рыбалка тут особо не поможет!

Еще одна газетная статья о Евгении Гвоздеве
Сразу скажем, что и наш герой - Евгений Гвоздёв - натерпелся с пределами запасов на лодке: на переходе от Южной Америки до Таити рыбой и спасался, как раз в свои возможные 120 дней едва уложился. Зато забрал себе ещё одно достижение неутомимый советский пенсионер - он прошёл Магеллановым проливом, серьёзным путём, о котором знаменитый Джошуа Слокам писал в начале ХХ века как об опаснейшем месте в океане - и с точки зрения течений, ветров и погоды, и с точки зрения местной публики. Слава Богу, неприятные встречи миновали нашего шкипера в 2000 году.
А в целом кругосветные маршруты Евгения Гвоздёва рассмотрите по карте - и ключевое отличие второго плавания - это, как раз, огибание Южной Америки снизу, по Магелланову проливу, а не Панамский канал, как это было на швертботе "Лена" - первом рекорде махачкалинского пенсионера, ведь на прогулочном швертботе никто из яхтсменов ещё вокруг света не ходил, да и вряд ли какой зарубежный шкипер на такое решится!
Отдельного рассказа заслуживает история, как Евгений Гвоздёв пытался найти спонсоров для своих беспримерных плаваний. Начал он с обращения к средствам массовой информации, благо Дагестан, столица его - Махачкала, изобилуют собкоррами и спецкоррами всех без исключения агентств, телеканалов, радио, газет и журналов. Отдельные разговоры с ними передавать не будем, но общий знаменатель весьма примечателен: "мы не собираемся о каких-то там сумасшедших рассказывать! Мы работаем у вас тут как в горячей точке и предназначены освещать теракты, военные события, взрывы и трагедии - вот этим ваш регион и интересен!" Натолкнувшись несколько на столь дикие отповеди "собкорров и спецкорров центральных СМИ по Северному Кавказу" наш герой просто-таки с больным сердцем зарёкся более обращаться к ним за помощью. Пусть эту его позицию кто-то назовёт неправильной, преждевременной, но считаю, наоборот: если перед первым плаванием ещё можно было как-то претерпевать подобные оценки своей земли, где ты живёшь вместе с миллионами таких же нормальных людей, то перед второй кругосветкой гордость заслуженного мореплавателя уже не давала возможности Евгению Гвоздёву разъяснять высокие человеческие истины, вечные гуманные заповеди, этим, до узенькой щелочки, зашоренным посланцам от главных СМИ в "регион Северного Кавказа".
Прямые обращения шкипера к потенциальным спонсорам и перед первым, и перед вторым плаваниями также можно заносить под заголовок "Нарочно не придумаешь!": поживший уже на свете ветеран, человек неординарный во всех отношениях, собиравшийся тогда нести честь и славу новой России -"морской державы" по океанам, искал прежде всего душевного понимания и истинного отечественного меценатства, которое всегда зачтётся на Небесах, но так ни одного мецената и не встретил. Были только серьёзные коммерческие требования, сколько ни объяснял Гвоздёв специфики своих рекордных плаваний - бесценных уже самих по себе, из-за исторической уникальности, но донести своей высокой идеи до коммерсантов не смог. Означает ли это, что таких меценатов у нас нет? К сожалению, примеров и на все пальцы не хватит: первое, что приходит - это грандиозный альпинистский проект восхождений на Лхоцзе-Среднюю (8414 м) в Гималаях, когда, в 2001 году, последний восьмитысячник на планете был всё-таки закреплён за Россией, за сильнейшей в мире школой альпинизма. Совсем недавно участники этой экспедиции были награждены и правительственными наградами - пусть с опозданием на 2 года, но всё равно - так и должно быть. Так вот организатор этого восхождения, сам не являясь финансистом и коммерсантом, московский альпинист Виктор Козлов, никогда не был связан обязанностями работать на спонсора, говорим здесь, мецената.
Далее, как не вспомнить мощные проекты Международного альпинистского клуба (МАК) - первовосхождения на Памире, уникальный исследовательский поход на высокогорное озеро Сарез в Таджикистане, являющееся объектом таящейся экологической катастрофы для жителей нескольких стран, и наконец, первая в истории освоения Антарктиды российская альпинистская экспедиция, завершившаяся не только спортивными победами в горах шестого континента, но и солидными научно-практическими наработками в сфере изучения выживания человека в вечно ледяных условиях. Так вот - заметьте! - кто когда слышал от участников Международного альпинистского клуба наименования спонсоров, которые они обязаны были бы продвигать - нет, и это нормально!
Хочется верить, что таких меценатов в современной России хватит и для нашего океанского героя Евгения Гвоздёва - только он ещё на них не натолкнулся. Сейчас готовится его книга по итогам двух кругосветок - и здесь, понятно, тоже нужны мореплавателю-рекордсмену финансовые помощники. Ждём вас, друзья!
Есть ещё одна точка зрения, которую на удивление знающей вопрос прессы донёс как-то легендарный уже российский путешественник Фёдор Конюхов: "я вынужден ходить по спонсорам, искать деньги, другого пути нет, но целый год таких поисков, подчас унижений, заменяется всего лишь одним днём пребывания в открытом океане, и ради него - этого дня в океане - я готов ещё год побегать по кабинетам, только бы уйти в плавание, только бы ещё раз встретиться с океаном один на один!"
Проблемы взаимоотношения "имеющих деньги" людей и тех, кто делает реальную славу Родине в океанах планеты, были и будут всегда, но в случае с Евгением Гвоздёвым они выявились особенно чётко, выпукло: путешественник уже мирового ранга для своего второго-то плавания - в 1999 году - должен был с лёгкостью достать необходимые суммы для минимально нормального похода, и то, что это не удалось представляется сейчас почти непонятным. Потому что организаторы празднования 300-летия Санкт-Петербурга взялись помочь приурочить к этой дате второе плавание заслуженного уже шкипера. Взялись, да только так странно и непонятно неумело, что Евгений Александрович посмотрел-посмотрел на их делишки, да и решил "шут с ними, пусть возятся сами как хотят, а у меня дома на балконе яхта уже строится - пойду-ка я на ней!" Решил и пошёл! На ней, родимой - длиной всего 3 метра 70 сантиметров - опять на новый рекорд!
Зато, как ни горько это обсуждать, отсутствие базового спонсора позволило плавающему пенсионеру Евгению Гвоздёву поставить ещё несколько рекордов - стоит ли тут взывать к копителям достижений в Книге Гиннесса, ибо они отстали уже безмерно, а именно: кто ещё в мире обладал столь малой суммой на старте кругосветного плавания и сколько десятков добрых людей во множестве стран мира помогали ему уже завершить поход!
Сам Евгений Гвоздёв называет умопомрачительные суммы: на пенсию свою он строил, в частности, вторую свою лодку - корпус купил за 60 рублей, оснастку - мачту, снасти, верёвки, приборы - подарили махачкалинские яхтсмены. Стартовая сумма была собрана друзьями и на 4 года предстоящего плавания позволяла тратить исключительно на еду "не более 1 доллара в сутки!!! Попробуйте полноценно питаться при тяжёлой физической работе, которой является управления яхтой, на такие деньги да ещё в условиях чужих стран!? Шкипер рассказывает, что порой одного килограмма сахара для следующего перехода он не мог купить, потому как тот стоит за границей больше доллара. А живучесть этой 3-х метровой малютки "Саид" всего-то 120 суток - больше в неё пресной воды и пищи физически не затолкаешь, шкипер и так на старте не мог спать в каютке, так как всё занимали канистры с водой и пакеты, - а если и ложился, "ноги высовывались наружу!"
Обладание столь печальным "голодным" рекордом - 1 доллар в сутки на питание - привело и к тому, что именно из-за этого не проводил ни в том, ни в другом плаваниях Евгений Гвоздёв видеосъёмок, и что фотографии делались им на маленькой "мыльнице" за 200 рублей, а уж какого качества можно от неё добиться, тем более в сложных для съёмок условиях океанов - ясно! Но и, даже обладая каким ни каким запасом фотоплёнок, мог бы показать шкипер все прелести и перипетии кругосветки, да только на завершающем этапе первого океанского похода попал он в руки Сомалийских пиратов, и хотя искренне считал тогда, в 1995 году, сомалийцев "братьями", то теперь мнение поменял: они его поставили к стенке и собрались было расстрелять, и почему вдруг передумали - кто знает! Зато все вещи отобрали и все фотоплёнки, естественно, тоже.
А во втором плавании запас фотоплёнок подмок, оказался испорченным: кто ходил на яхте, да сам фотографировал - знает, как тяжело спрятаться посреди океана от воды, и что кадры после подмокания цветной плёнки невосполнимо утрачиваются! Тут бы иметь специальный герметичный бокс или специальный фотоаппарат, но цена его одного равняется цене всей яхты Евгения Гвоздёва вместе взятой!
И следующий рекорд, который также заносим в арсенал нашего героя, - о нём Евгений Гвоздёв рассказывает с удовольствием: "я как-то подсчитал - сколько же людей оказали мне ту или иную помощь по всему маршруту, в разных странах мира, то есть, стали теми самыми спонсорами, которых я искал до старта, у себя на Родине? Так вот, оказалось, что это представители 86 национальностей - огромная цифра, и ею я только горжусь. Благодаря такой помощи и удалось обойти вокруг света!" И особые слова всегда звучат в адрес таких же моряков, которым, что объяснять - как идти на малютке в 3 с лишком метра длиной! - он и так всё сами понимают: вот и такой символичной стала встреча в Адриатике Евгения Гвоздёва и нашего легендарного яхтсмена-одиночника Виктора Языкова. Он гнал в июле 2003 года из Италии домой, в Сочи, на дооснащение, свою новую 50-футовую яхту, собственной конструкции, первую российскую яхту класса "OPEN", на которой будет участвовать в самой серьёзной гонке одиночек 2004-2005 года "Vendee Globe - Вокруг Света без остановок". И, конечно же, как могло быть иначе, Виктор Языков с пониманием отнёсся к походу малютки Евгения Гвоздёва и предложил ему буксир до родных берегов, до Сочи - куда оба яхтсмена благополучно и прибыли!

И в заключение.
То, что мы обратились со списком рекордов к сравнению с раскрученным Гиннессом, это, конечно, лишь в рамках романтики, как жанра, как стиля жизни путешественников, позволительно. Только известно, ведь, как "раскручиваются" в мире, говоря рекламным жаргоном, невообразимо глупые мероприятия, объявляемые дельцами "показателями неограниченных возможностей человека", типа, "скоростное поедание гамбургеров" или чего-то подобного. Не требуя ни в коей мере ограничений свободы других заниматься чем угодно, приходится лишь "болеть душой", как говорит сам Евгений Гвоздёв, "за наших мальчишек и девчонок, которые также мечтают о далёких плаваниях, об исполнении своей мечты. Разве государству не нужны такие примеры, чтобы подрастающая нам смена знала, что каждому настойчивому искателю приключений доступны и все моря, и рекорды, что предела совершенствованию здесь, действительно, нет, и что если хочешь отправиться вокруг света на яхте - отправляйся!"
Остаётся пока уверовать, что найдут Евгения Гвоздёва - уже 70-летнего пенсионера, и государственные награды за его достижения в яхтинге, и слава, и почёт не только лишь в своих кругах моряков. И пусть накопившаяся в родной Махачкале за 4 года второй кругосветки пенсия, после финиша в августе 2003 года, уже вся закончилась - "на латание образовавшихся дыр!" - как сказал сам шкипер, но в середине декабря, в Москве, наконец-то! - была первая большая встреча Евгения Гвоздёва со знающей экстремальную тематику прессой и публикой по приглашению Московской яхтенной школы (см. www.mys.ru). Что пошли, наконец-то! - вот такие статьи, радиопередачи и упоминания о необыкновенных плаваниях Гвоздёва, что уж с гарантией станет наш рекордсмен лауреатом Московского фестиваля экстремальных путешествий "Грань" следующего года, о чём уже принято Оргкомитетом решение, с извинениями в неоперативности. И что, наконец-то! - новые гвоздёвы станут почаще выбираться в походы по океанам планеты Земля, утверждая не на словах, а на деле статус России как "морской державы". И пожелание им - "семи футов под килем!" станет обыденным словом, а не экзотикой морского языка.
Маршруты двух кругосветных плаваний Евгения Гвоздёва:

  • Махачкала - старт первого плавания 14 дек 1992 года
  • Старт второго плавания 17 мая 1999 года
  • Астрахань
  • Первое плавание - через Волго-Дон
  • Второе - на трэйлере до Чёрного моря
  • Новороссийск - 2 июля 1999
  • Босфор
  • Дарданеллы
  • Гибралтар
  • Лас-Пальмас (Канары)
  • Первое было через Панамский канал
  • Второе - на Рио-де-Жанейро
  • Бразилия - несколько портов
  • Уругвай
  • Аргентина
  • Магелланов пролив
  • Чили
  • Таити
  • Торресов пролив
  • Дарвин
  • Кокосовые острова
  • Коломбо
  • Качин-Индия
  • Джибути
  • Суэцкий канал
  • Стамбул - встреча с Виктором Языковым буксировка до Сочи яхтой "Sity of Sochi"
  • Махачкала - финиш первого плавания 1996 год Финиш второго плавания 9 августа 2003 далее в Актау, на тот берег Каспия, и обратно в Махачкалу.
Евгений Штиль http://www.radiomayak.ru/


Слово редактора

info@exparty.ru